30.01.2024 1765

Электромобили в такси – преимущества и недостатки

~ 21 мин.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ СТРЕМИТЕЛЬНО ЗАВОЕВЫВАЕТ АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК. В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ НА НИХ УЖЕ ПРИХОДИТСЯ СВЫШЕ 10% ПРОДАЖ НОВЫХ АВТО. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО КОММЕРЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ - СОВСЕМ НЕ ИХ КОНЕК И В ПОДОБНОЙ РАБОТЕ ЛУЧШЕ СЕБЯ ПОКАЗЫВАЮТ КЛАССИЧЕСКИЕ АВТО. А ВОТ С ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕСНЕЕ. 

Мы уже как-то считали стоимость зарядки электромобиля от розеток и станций и выяснили, что заряжаться от обычной бытовой розетки дешевле всего. А раз есть серьезная разница в расходах на “заправку” и обслуживание, то почему бы не использовать электромобиль в качестве такси? Давайте узнаем, в чем плюсы такого транспорта. 

НА КАКОЙ ПРОБЕГ МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ

В среднем, городской таксист за день проезжает 200-300 км. При дальнейших расчетах мы будем сравнивать результаты с пробегом в 250 км. Пусть цикл езды будет смешанным. Это означает, что часть дневного маршрута будет пролегать через город, а часть через пригород. Напоминаем, что на трассе ДВС показывают себя лучше, чем в городе с его частыми остановками и резкими стартами. У электромобилей ситуация обратная. Наш таксист будет работать в таком графике: день на бензиновом авто, затем день электрокаре. Начнем с тех характеристик авто, которые понадобятся нам в дальнейшем.

Skoda Fabia 1.5 TSi – практичный хэтчбек, подходящий как для работы в такси, так и для размеренных загородных поездок с семьей. Возьмем представителя четвертого поколения Fabia. Интересующие нас характеристики:

  • Расход в смешанном цикле: 5,6 л

  • Объем бака: 40 л

Конкурировать с Skoda будет электрический хэтчбек BYD E2 в комплектации Comfort. Мы специально взяли одну из самых доступных моделей из ассортимента BYD, ведь автомобили Skoda также относятся к массовому сегменту. Под вопросом лишь расход заряда на 100 км пробега. Дело в том, что на запас хода электромобиля сильно влияет режим езды и температура воздуха. Мы взяли расход в смешанном цикле, который был получен в ходе поездок. Эта цифра ближе к реальному расходу, чем паспортные 10,3 кВт на 100 км из спецификации E2. Как видите, поблажек для электромобиля мы делать не будем. 

BYD E2 – компактный электрический кроссовер в китайском стиле. Некоторые технические и дизайнерские решения из E2 перекочевали в последующие электрокары марки. Характеристики:

  • Емкость батареи: 43,2 кВт

  • Расход в смешанном цикле: 15 кВт-ч

  • Запас хода: 405 км.

Проведем быстрые расчеты. Для простоты не будем учитывать расход на работу климатической системы, оптики, мультимедиа и т.д. При постоянной работе дополнительных систем и агрегатов пробег снижается на 10-20%. Наша Skoda Fabia заправлена под завязку. Чтобы узнать пробег на полном баке, достаточно поделить его объем на расход и умножить на сотню. В случае BYD официально указанный запас хода электромобиля составляет 405 км. Мы пересчитаем пробег с учетом расхода на “сотню”. Для этого поделим емкость батареи на расход и умножим на сто. Вот что получается:

  • запас хода Skoda Fabia: 40/5,6*100 = 714 км;

  • запас хода BYD E2: 43,2/15*100 = 288 км.

Есть нюанс: при отрицательных температурах емкость батареи может снизиться на 20-50%. Так как сильные морозы в Украине редкость, предположим что реальная емкость в зимний период не будет снижаться более чем на 30%. При пересчете запаса хода выйдет 202 км. Одного заряда батареи электромобиля хватит на день работы только при плюсовых температурах. Вывод: для нормальной работы на BYD E2 в зимних условиях нужен доступ к зарядной инфраструктуре

В большинстве сценариев эксплуатации запаса хода BYD E2 хватит минимум на день активной езды. Для работы в такси эта модель подходит, но есть более привлекательные варианты. Все дело в емкости батареи и мощности. Из-за первого E2 подходит исключительно для работы в городе. Для трансфера на такси водителю придется оптимизировать маршрут под реальный запас хода и останавливаться на зарядных станциях в течение дня. Мощности электромотора тоже не всегда хватает, особенно при езде в гору и по шоссе. Справедливости ради отметим, что эти недостатки допустимы для электромобиля из бюджетного сегмента. Все вышесказанное справедливо и для Nissan Leaf, демонстрирующего отличные результаты в качестве такси.

В большинстве сценариев эксплуатации запаса хода BYD E2 хватит минимум на день активной езды. Для работы в такси эта модель подходит, но есть варианты лучше. Все дело в емкости батареи и мощности. Из-за первого E2 подходит исключительно для работы в городе. Для трансфера на такси водителю придется оптимизировать маршрут под реальный запас хода и останавливаться на зарядных станциях в течение дня. Мощности электромотора тоже не всегда хватает, особенно при езде в гору и по шоссе. Справедливости ради отметим, что эти недостатки допустимы для электромобиля из бюджетного сегмента. Все вышесказанное справедливо и для Nissan Leaf, демонстрирующего отличные результаты в качестве такси.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Сразу отметим, что за последние 5 лет структура рынка электромобилей сильно изменилась. Если раньше балом правил недорогой Leaf, то теперь у водителей есть богатый выбор. Для работы в такси подойдут все электромобили за исключением ситикаров – это слишком компактный и маломощный транспорт. Основные плюсы эксплуатации электрических авто в такси:

  • небольшие расходы на амортизацию и покупку расходников;

  • высокий уровень комфорта для пассажиров (плавный ход, тихая работа электромоторов);

  • отличные экологические показатели;

  • простое управление практически в любых дорожных условиях;

  • низкие расходы на зарядку.

Касательно последнего: по разным расчетам, заряжать электромобиль примерно в 5 раз дешевле, чем заправлять аналог с двигателем внутреннего сгорания. Если вы хотите подробно разобраться с этим вопросом, рекомендуем прочитать наш материал со сравнением показателей бензиновых, газовых и электрических авто. Что касается простоты управления, то здесь многое зависит от модели электрокара. К примеру, доступный BYD Yuan Pro имеет минимальный набор электронных ассистентов. А вот модель Tang той же марки может активно помогать водителю. Для этого автомобиль оснащен системой удержания полосы, распознавания дорожных знаков, предупреждения столкновений и адаптивным круиз-контролем. Электронные ассистенты упрощают жизнь водителя, экономят силы и нервы.

Исследование We Predict показывает, что за первые 36 месяцев эксплуатации разница между тратами на обслуживание электромобиля и авто с ДВС составила 30% в пользу первого. Примечательно, что расходы в первый год эксплуатации у владельцев электромобилей чуть больше – они покупают зарядные приспособления и прочие аксессуары. Обслуживание транспорта на электротяге сводится к следующему:

  • проверка системы охлаждения;

  • замена салонного фильтра;

  • замена тормозных колодок, опционально дисков и тормозной жидкости;

  • обслуживание ходовой (регулировка, замена отдельных деталей);

  • замена масла в редукторе;

  • обслуживание кондиционера.

У классических автомобилей этот список шире. К нему можно добавить замену моторного масла и нескольких фильтров, диагностику мотора и трансмиссии, замену приводных ремней. Внимания может требовать выхлопная система. В электромобилях она отсутствует. Чем старее автомобиль, тем больше у него неисправностей, которые сложно диагностировать и устранить.

У электромобилей есть и другие плюсы. Во-первых, они имеют более просторные салоны в сравнении с классическими авто. Это особенно ощущается в кроссоверах. Во-вторых, такой транспорт имеет вместительное багажное отделение. В среднем это 400-450 литров с возможностью расширения до 1000 л и более при складывании задних сидений. Полезно при трансфере пассажира из аэропорта. В-третьих, современные электрокары имеют отличный набор опций комфорта. Особенно актуально для такси комфорт- и бизнес-класса. 

КОРОТКО О НЕДОСТАТКАХ

На территории Украины электромобили появились в 2010-2011 годах. Примерно в это же время в такси начали массово использовать всем известный бестселлер Nissan. Опыт эксплуатации таких авто уже есть, а значит можно серьезно поговорить о недостатках электромобилей в такси. Водители отмечают следующее:

  • Зависимость от инфраструктуры. Сейчас она неплохо развита, но иногда можно столкнуться с неработающими зарядными станциями;

  • Долгая зарядка. Некоторые электрокары буквально вынуждают таксистов пользоваться быстрой зарядкой. Для зарядки 30% емкости нужно потратить 10-15 минут в зависимости от модели авто. Заправиться горючим быстрее;

  • Дорогая замена электромоторов и батареи. Мотор обычно удается восстановить, а изношенная батарея требует замены. Однако это сегодня редкость. К примеру, некоторые электрокары BYD уже достигли пробегов свыше 500 тыс. км и их батареи в порядке. На территории Китая на эти авто дают пожизненную гарантию, чего не практикуют производители авто с ДВС;

  • Сложности с диагностикой и ремонтом электрооборудования. Проблема была острой несколько лет назад, сейчас же открывается все больше СТО для электромобилей.

Последний вопрос волнует многих водителей, так что остановимся на нем подробнее. При формировании украинского рынка электрокаров в 2011-2014 годах услуги обслуживания электрических авто оказывали только в крупных городах. Сегодня практически все СТО берутся за обслуживание ходовой и осуществляют простой ремонт электрооборудования. Есть специализированные сервисы, которые берутся за ремонт любой сложности. Советуем посмотреть наше видео с путешествием на электрокаре по 9 городам Украины. Материала набралось на две части, так что если вы искали что посмотреть этим вечером – приглашаем на наш Youtube-канал. Команда Ncars проверила: зарядная инфраструктура развита хорошо, а услуги по ремонту электромобилей оказывают многие автосервисы.

Менее очевидный недостаток: низкая цена при перепродаже. Электромобили быстро теряют в цене по множеству причин. Среди объективных стоит отметить деградацию батареи. Потеря емкости сильно зависит от марки и модели авто. К примеру, Tesla говорит о деградации своих батарей на официальном уровне и делится цифрами. Это 12% емкости после 500 тыс. км пробега. Батареи электромобилей из среднего ценового сегмента теряют в среднем 2,5-4% емкости каждый год. Прибавьте к этому потерю ресурса других узлов авто и моральное старение. Поддержанная “электричка” обычно теряет до 40% цены спустя 3-4 года эксплуатации.

ВЫВОД

Практически все современные автомобили могут работать в такси и даже в коммерческим перевозках в пределах города или одной области. За последние годы ситуация на рынке сильно изменилась и практическая каждая новинка имеет запас хода свыше 350 км. Причем цифры в спецификациях уже не сильно отличаются от реальных – энергоэффективность автомобилей с каждым годом растет. Зарядить аккумулятор в черте города тоже не проблема. И на сладкое: владелец электрокара тратит меньше денег на зарядку и амортизацию, чем его коллега с классическим ДВС. Так что в 2024 году можно с уверенностью сказать, что электромобили не просто подходят для такси – работать на них выгоднее, чем на классическим автомобилях.