31.05.2024 315

Как подготовить электромобиль к длительному простою

~ 17 мин.

АВТОМОБИЛЬ ОСТАЕТСЯ ИСПРАВНЫМ, ЕСЛИ ЗА НИМ УХАЖИВАЮТ И РЕГУЛЯРНО ЭКСПЛУАТИРУЮТ. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ БЕНЗИНОВОГО И ДИЗЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТА К ДЛИТЕЛЬНОЙ СТОЯНКИ ХОРОШО ИЗВЕСТЕН. НО КАК БЫТЬ С ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ? МОЖЕТ СОЗДАТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ТАКОЙ ТРАНСПОРТ МОЖНО СТАВИТЬ НА ДЛИТЕЛЬНУЮ СТОЯНКУ СРАЗУ, БЕЗ ПОДГОТОВКИ. 

Сегодня Ncars поделится с вами выдержками из технической документации автоконцернов и расскажет, как поставить своего железного коня на долгую стоянку. Заодно мы ответим на распространенный вопрос: боятся ли батареи электромобилей длительных простоев. 

КАК ПРОСТОЙ ВЛИЯЕТ НА АВТОМОБИЛЬ

Короткие стоянки не вредят транспортному средству, а вот длительные могут повлиять на отдельные узлы автомобиля. Простой свыше 6 месяцев можно считать длительным. Оставляя своего железного коня на долгую стоянку, помните об износе следующих узлов:

  • Пусковой аккумулятор. Она же привычная АКБ на 6 или 12 Вольт. Не любит простоев и глубоких разрядов. Со временем теряет максимальную емкость;

  • Тормозной механизм. А именно его гидравлическая часть. Особенно часто из строя выходят направляющие пальцев и резиновые уплотнители;

  • Шины. Из-за неравномерного распределения давления со временем на них появляются слабые участки. Чтобы этого избежать, перекатите авто на пол оборота колеса;

  • Фильтры. У авто с ДВС это целый набор фильтров, в электромобилях только салонный фильтр. Все это расходники, которые желательно менять согласно регламенту (примерно 1-2 раза в год);

  • Уплотнители. Особенно страдают резиновые пыльники ходовой, резинки дверей и стекол.  

Длительный простой негативно влияет на технические жидкости и связанные с ними системы автомобиля. Масла и антифризы со временем теряют свои свойства. Особенно опасно ухудшение смазывающих свойств масел. Любых. Классический пример: поломка компрессора кондиционера. Такое может случиться если водитель долго не пользовался кондиционером, а затем включил его на максимальное охлаждение. Старое компрессорное масло плохо смазывает движущиеся детали компрессора, что приводит к их перегреву и поломке устройства.

Согласно статистике, после 2 лет без работы автомобиль нуждается в небольших тратах на ремонт. Если простой длился 3 года, водитель может обнаружить следы глубокой коррозии. Спустя 5 лет потребуется замена практически всех проводов, шлангов, уплотнителей и резинометаллических деталей. Объяснение простое: долгий простой ускоряют старение материалов. К примеру, резиновые уплотнители твердеют, внутренние полости покрываются окислами, а в трущихся парах вовсю идет процесс коррозии. Особняком стоят электромобили. Помимо пусковой, в них есть намного более мощная и емкая тяговая батарея. И она очень не любит стоять без дела. 

СКОЛЬКО СЛУЖИТ БАТАРЕЯ 

Современные электрокары оснащаются литиевыми батареями, которые обладают как рядом преимуществ перед свинцовыми аналогами, так и серьезными недостатками. Для начала определимся с терминологией. Владелец электромобиля должен знать о:

  • Деградации батареи. Это необратимый процесс, результатом которого является постепенное уменьшение емкости батареи вследствие износа внутренней структуры. Если смотреть под микроскопом, это напоминает процесс коррозии;

  • Остаточном ресурсе батареи. Или SOH. Обычно указывается в %. В нового авто ресурс батареи равен 100%. Единого мнения о том, какой SOH считается критичным, нет. Эксплуатация “просаженной” батареи допустима, если устройство выдает стабильный ток и не перегревается.

Паспортный срок службы тройных литий-ионных батарей составляет в среднем 8,5 года. У литий-железо-фосфатных изделий это 10 лет. Паспортный срок службы может отличаться от реального. Ресурс батареи расходуется тем быстрее, чем жестче условия эксплуатации. На срок службы батареи влияют следующие факторы:

  • Продолжительность работы. Вне зависимости от условий эксплуатации батарея стареет и теряет свою эффективность;

  • Температура. Высокие или низкие температуры наружного воздуха негативно влияют на батарею;

  • Частота и характер эксплуатации. Батареи, подвергаемые частым глубоким разрядам и эксплуатации при высоких нагрузках, изнашиваются быстрее остальных;

  • Частота использования быстрой зарядки. Периодические зарядки не оказывают негативного влияния на батарею. Но как показали последние исследования, регулярное использование быстрой зарядки сокращает ресурс батареи.  

Быстрой износ изделия также может быть вызван поломкой системы охлаждения. Ее устройству и распространенным неисправностям мы посвящали отдельный материал. Обратная ситуация: в автомобиле нет дефектов, однако батарея теряет емкость от вынужденной “стоянки”. К примеру, литий-ионные аккумуляторы смартфонов теряют 10% емкости в течение 12 месяцев простоя. А если периодически включать и заряжать гаджет, потери будут намного меньше. 

Полезная емкость батареи может существенно отличаться от паспортной. Даже в новом электрокаре. Дело в том, что верхний (100%) и нижний (0%) предел емкости ограничен защитными буферами. Это нечто вроде запасной емкости. Ограничение действуют и на разряд, и на заряд батареи. При отсутствии буферов батареи деградировали бы ощутимо быстрее, но имели большую используемую емкость. Размер буферов регулируется бортовой электроникой. В среднем, эта технология позволяет замедлить износ батареи почти вдвое: 96% SOH против 91% спустя 5 лет эксплуатации в случае Chevrolet Volt разных модельных годов. Не удивляйтесь – даже этот параметр в авто разных годов выпуска может различаться. 

ПОСТАВИЛ И ЗАБЫЛ

Как читатель наверняка догадался, дальнейшие рекомендации будут затрагивать основные системы электромобиля и батарею отдельно. Начнем с общих рекомендаций:

  • Подберите хорошее место для стоянки: крытое, сухое и без доступа для незваных гостей;

  • Хорошо вымойте автомобиль, уделив особое внимание днищу и колесным аркам;

  • Нанесите воск или лак на проблемные участки ЛКП, чтобы защитить кузов от коррозии;

  • Обработайте силиконом резиновые уплотнители и пластиковые детали салона;

  • Опционально: проведите антикоррозионную обработку днища, арок и порогов;

  • Спустите давление в шинах до 0,7-0,8 атм и проверяйте каждые 6 месяцев;

  • Установите проставки под колеса и снимите стояночный тормоз.

Как показала практика, шины не становятся “квадратными” даже спустя 12 месяцев на парковке. А вот обычные резиновые уплотнители начинают покрываться мелкими трещинами, от которых спасает силикон. Есть нет доступа к гаражу, машину придется ставить прямо на улице. Для наружной защиты кузова пригодится автомобильный чехол. Важный момент: выбирайте только чехол с мягкой подкладкой и снимайте его раз в 2 месяца, давая кузову “подышать”. Под чехлом скапливается конденсат, от которого нужно избавляться.

Ситуация с батареями интереснее. В электромобилях их две: пусковая (малая, 12 В) и тяговая (основная). Каждый производитель дает свои рекомендации на счет каждой батареи. К примеру, Jaguar рекомендует следить за зарядом 12-вольтовой АКБ и не снимать ее на период простоя. Выходит, что некоторые действия водителя будут зависеть от указаний в мануале. Вот несколько рекомендаций:

  • Зарядите основную батарею до 50-70%; 

  • Паркуйте автомобиль в месте со средней температурой воздуха не ниже 0℃, а в идеале 15-25℃;

  • Отключите основные и дополнительные системы, в т.ч. охранные, вроде Sentry Mode в электромобилях Tesla;  

  • Если не запрещено мануалом: снимите пусковую батарею, отнесите домой и заряжайте малым током каждые 4 месяца. Для меньших периодов простоя это делать не нужно;

  • По достижению 15% заряда основной батареи доведите его до 50-70% (проверяйте каждые 2-3 месяца).

Представители автомобильных концернов отмечают, что батареи электромобилей боятся только длительных простоев. Называются разные цифры: от 3 до 6 месяцев. К примеру, электромобили Tesla теряют до трети заряда батареи спустя 2 месяца простоя. Это не критично. То же касается BYD и Zeekr. Опасен глубокий разряд. По этой причине владельцу электромобиля необходимо проверять заряд батареи и по необходимости доводить его до оптимальных значений. 

ПОДГОТОВИТЬ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ К ДОЛГОЙ СТОЯНКИ НЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ КЛАССИЧЕСКИЙ АВТО. СЛЕДУЯ ПРОСТЫМ ПРАВИЛАМ, ВОДИТЕЛЬ СМОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ ЦЕЛЫЕ УЗЛЫ АВТОМОБИЛЯ ОТ НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОСТОЯ. А ЧАСТИЧНО – ДАЖЕ ОТ НЕУМОЛИМОГО ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕНИ.