Как это работает: активная безопасность в автомобилях
ВРЕМЕНА ТЯЖЕЛЫХ И ОПАСНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, НЕ ОБОРУДОВАННЫХ РЕМНЯМИ И ПОДУШКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСТАЛИСЬ ДАЛЕКО ПОЗАДИ. СЕГОДНЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА ДУМАЮТ ЕЩЕ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ВЫ НАВЕРНЯКА СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО САМАЯ ПРОДВИНУТАЯ ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОКАРОВ И КЛАССИЧЕСКИХ АВТО НАЗЫВАЕТСЯ СИСТЕМОЙ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КАК ОНА УСТРОЕНА И ЧТО ВХОДИТ В СОСТАВ ДАННОЙ СИСТЕМЫ? СЕЙЧАС РАССКАЖЕМ.
КОРОТКО О СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ
Инженеры выделяют 2 системы: пассивную и активную. Первая представляет собой сочетание эксплуатационных и конструктивных свойств авто, которые призваны снизить тяжесть ДТП. Большинство таких система срабатывают только при столкновениях на дороге. Основные компоненты это:
-
Подушки и ремни безопасности;
-
Активные подголовники сидений;
-
Сминаемые и складывающиеся элементы салона;
-
Безопасные стекла (триплекс);
-
Деформируемые кузовные элементы.
Первые ремни безопасности появились в начале прошлого. За это изобретение стоит благодарить пионеров авиации. Полноценно адаптировать самолетные ремни к автомобильному транспорту смогли в Volvo в модели PV544. Затем эстафету подхватил Mercedes-Benz и другие производители. Конструкция с тех пор не сильно изменилась – это все же трехточечные ремни безопасности, который в 1959 году запатентовал Нильс Болин из концерна Volvo. Изменилась лишь скорость срабатывания ремней и число электронных компонентов.
Полный перечень элементов пассивной безопасности больше. К примеру, в современных авто есть защита от попадания мотора, трансмиссии и компонентов ходовой в салон при ДТП – их уводит в сторону или под днище. Обязательный компонент современных авто: складывающиеся рулевые колонки. А вот к системе активной безопасности относят:
-
Электронные помощники всех типов: помощь при перестроении, соблюдению полосы, парковке, а также круиз-контроль, распознавание знаков, контроль усталости водителя и т.п.;
-
Система машинного зрения: камеры, лидары, радары различных диапазонов;
-
Вспомогательные системы тормоза: ABS, AEB, BAS, ESC/ESP и другие.
В современных электрокарах много электронных систем, прямо или косвенно влияющих на безопасность транспортного средства. В данном материале мы рассказывали, как оценивают безопасность “электричек” на примере Nio ET5. Если вкратце: оценивается все – от прочности кузова и его способности к деформации до скорости работы электронных ассистентов вождения.
ПОДРОБНЕЕ ОБ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Системы активной безопасности находятся на острие автомобильных технологий. Их главное цель – предотвратить ДТП. Если пассивная безопасность начинает работать в момент столкновения, то активная работает еще до того, как оно произойдет. Выше мы привели сокращенный список компонентов активной безопасности. Теперь мы рассмотрим их подробнее и обозначим функции. На Западе системы активной безопасности часто делят на поколение. Представители первого поколения появились еще 70-х, а второе поколение продолжает развиваться и сейчас.
Антиблокировочная система (ABS) – одна из старейших систем активной безопасности. В большинстве современных автомобилей она работает в тандеме с электронным контролем устойчивости и системой распределения тормозных усилий. Это и есть первое поколение активной безопасности. Назначение: предотвращение блокировки колес и заноса автомобиля при торможении. Самые современные системы даже могут направить авто в нужном направлении, избегая дорожных происшествий. Не нуждаются в сложной электронике для точной работы.
В 1966 году первым серийным автомобилем с ABS стал британский Jensen FF. Однако модель не имела успеха на рынке и перспективная технология прошла мимо автолюбителей. Действительно успешными стали 2 немецкие легенды: BMW E23 и Mercedes-Benz W116. Логика работы системы простая: при торможении колеса авто не должны дойти до полной блокировки. Этого можно достичь многократным нажатием на педаль тормоза. Но если человек за секунду может вызвать лишь пару срабатываний тормоза, то автоматика – до 20 срабатываний. Как результат, автомобиль сбрасывает скорость, но не теряет управляемость.
Во втором поколении подход к безопасности на дороге изменился. С развитием технологий на передний план начали выходить радары и камеры, а в 10-20-х годах еще и лидары. Современные электрокары буквально видят обстановку вокруг себя и могут ее анализировать. Ключевые компоненты активной безопасности:
-
Адаптивный круиз-контроль (ACC). В отличие от обычного круиз-контроля, регулирует скорость автомобиля так, чтобы всегда соблюдать безопасное расстояние до идущего впереди авто;
-
Адаптивное освещение (AFS). Камера помогает бортовой электронике понять, куда должен смотреть водитель, и направляет фары в эту точку. Также она предотвращает ослепление встречных водителей;
-
Ассистент смены полосы движения (LCA). Благодаря камерам, радарам и бортовому компьютеру автомобиль следит за другими участниками движения. Цель: обнаружить небезопасное перестроение, предупредить водителя и принять меры;
-
Экстренное торможение (AEB). Электрокар сам обнаружит препятствие на дороге и предупредит водителя. Если он пассивен, электроника сама начнет сбрасывать скорость. Работает не идеально (человек реагирует быстрее), но все равно позволяет избежать ДТП;
-
Контроль давления в шинах (TPMS). Некоторые системы отслеживают не только давление, но и температуру воздуха в шинах. TPMS упрощает жизнь водителя и помогает электронике лучше “понимать”, как состояние шин влияет на сцепление с дорогой;
-
Распознавание дорожных знаков (TSR). Благодаря TSR бортовая электроника распознает дорожные знаки, отображает их на навигационной и/или приборной панели. Это один из множества компонентов автопилота;
-
Слежение за водителем (DM). Самые современные системы не только отслеживают общее состояние водителя по лицу, но и отслеживают направление его взгляда.
Часто набор алгоритмов, функций и систем, призванных упростить жизнь водителя, объединяют под общим термином ADAS – Advanced Driver Assist System. Такая система может многое: следить за соседними авто, помогать контролировать скорость сближения с ними, отслеживать слепые зоны, помогать с перестроением, предупреждать о пешеходах на дороге. На момент написания данного материала автомобильная промышленность вплотную приблизилась к созданию полноценного автопилота. И им явно будет продвинутый ADAS, объединяющий и дополняющий все указанные выше системы активной безопасности.
В качестве примера возьмем Zeekr 001, рестайлинг 2024 года. Самая известная модель марки получила внушительный набор органов зрения: 11 наружных камер, 12 ультразвуковых и 1 миллиметровый радар, а также 1 лидар на крыше. В зависимости от комплектации в салоне может быть 1 или 2 камеры. На центральный экран в салоне выводится эталонная 3D-модель автомобиля и окружающих объектов, построенная на основе данных с камер. Никаких “подтормаживаний” – только плавная картинка, помогающая водителю ориентироваться в городском трафике. Мозгом системы активной безопасности выступает 2 чипа Mobileye EyeQ5 H.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Забавная ситуация случилась летом 2024 года. Китайский автолюбитель за рулем своего Li L9 двигался в сторону моста, на котором был плакат с рекламой коммерческого транспорта. Бортовая электроника Li L9 перепутала нарисованные фургоны с настоящими, хоть они находились в 4-5 метрах над землей, и остановила автомобиль прямо под мостом. Даже за современными системами активной безопасности иногда замечают странности.
В 2022 году организация PARTS провела исследование и выяснила две вещи. Первая: бортовая электроника иногда совершает ошибки, путает различные объекты на дорогах или вовсе не видит их. Но это скорее исключение, чем правило. Подобных ошибок со временем становится меньше. Вторая: система активной безопасности существенно снижает риск ДТП. Как отмечают в PARTS, благодаря им частота столкновений снижается на 49%, а шанс получения серьезных травм при столкновении – на 53%. Напоминаем, что для успешного прохождения тестов Euro NCAP автомобиль должен поддерживать хотя бы одну технологию активной безопасности.
По разным оценкам, до 94% аварий на дороге вызваны человеческим фактором. Электроника может реагировать на меняющуюся обстановку быстрее человека. Но для этого автомобилю нужны “глаза”: камеры, радары и лидары. От их работоспособности будет зависеть работа системы активной безопасности. В обычных условиях они не нуждаются в обслуживании. Водителю достаточно следить за состоянием камер и иногда чистить их. При возникновении неисправностей водителю нужно обратиться в сервис. Обычно ремонт ограничивается заменой изношенных датчиков, радаров и проводки, а также перепрошивкой электронных блоков системы безопасности.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭЛЕКТРОКАРОВ ВПЛОТНУЮ ПРИБЛИЗИЛСЯ К СОЗДАНИЮ АВТОПИЛОТА, КОТОРЫЙ СМОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ВОДИТЕЛЯ. ПОКА ЭТО НЕ ЕДИНАЯ СИСТЕМА, А СКОРЕЕ НАБОР ВСЕВОЗМОЖНЫХ ФУНКЦИЙ, ПРИЗВАННЫХ ПОВЫСИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. НЕВИДИМАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ ВАШИМ АВТОМОБИЛЕМ И ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ И НАДЕЖНЕЕ. ЭТО И ЕСТЬ СИСТЕМА АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Вам также будет интересно
Мы подобрали наиболее актуальную и интересную информацию из мира электрокаров
Смотреть все статьиКонтакты
Наш офис Одесса
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Киев
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Львов
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Днепр
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе