Что делают с батареями старых электрокаров
В 2022 ГОДУ ИЗ ВСЕГО ОБЪЕМА ПРОДАННЫХ АВТО В МИРЕ 10% СОСТАВИЛИ ЭЛЕКТРОКАРЫ (EV). ПРОДАЖИ EV ВЫРОСЛИ НА 68% ОТНОСИТЕЛЬНО ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ГОДА. САМЫЙ ДОРОГОЙ КОМПОНЕНТ ТАКОГО ТРАНСПОРТА – ЭТО ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ, КОТОРАЯ СЛУЖИТ НЕ БОЛЕЕ 10-15 ЛЕТ. ПРИ ЭТОМ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ВОДИТЕЛЬ ОБНОВЛЯЕТ АВТО РАНЬШЕ ЭТОГО СРОКА. ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ, ЧТО ДЕЛАЮТ С БАТАРЕЯМИ СТАРЫХ ЭЛЕКТРОКАРОВ.
ЧЕМ ОПАСНЫ БАТАРЕИ ЭЛЕКТРОКАРОВ
Основным источником питания электромоторов в современных EV являются литий-ионные (Li-ion) аккумуляторные батареи (далее АКБ). В подавляющем большинстве электромобилей сегодня устанавливают батареи одного из трех типов. Символы в названии каждого типа указывают на материалы изделия:
-
NCA (LiNiCoAlO2) – литий-никель-кобальт-алюминий-оксидная АКБ;
-
NMC (LiNixMnyCozO2) – литий-никель-марганец-кобальт-оксидная АКБ;
-
LFP (LiFePO4) – литий-железо-фосфатная АКБ.
Об основных достоинствах и недостатках разных типов батарей мы уже писали. Здесь же сосредоточимся на факторах риска для окружающей среды:
-
Вредность производства. Особенно касается NCA и NMC, содержащих радиоактивный кобальт и ядовитый марганец;
-
Сложность переработки. Полного цикла переработки Li-ion АКБ пока не существует. В лучшем случае из них извлекают часть редкоземельных металлов, в худшем – сжигают или закапывают;
-
Накопительный эффект. Вредные вещества из батарей могут попасть в почву и накапливаться в грунтовых водах. Только лития в 1 батарее может быть до 45 кг.
Активная добыча материалов для Li-ion батарей приводит к опустошению целых регионов. К примеру, литий добывают в основном гидроминеральным способом. Водные запасы в местах такой добычи быстро истощаются и их целые регионы превращаются в пустыни. Снизить техногенную нагрузку на среду можно двумя путями. Первый: перейти на рудный способ добычи лития. Второй: внедрить технологию очистки задействованной в добыче воды.
ЧТО ДЕЛАЮТ СО СТАРЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ
Только за первое полугодие 2023 года в мире было продано 6,2 млн электромобилей. В Евразии и Северной Америке проблема утилизации отработанных батарей станет острой в 2028-2030 годах. Необходимые нормативно-правовые и регулирующие акты приняты не во всех странах. К примеру, в странах ЕС действует директива 2006/66/ЕС, регулирующая хранение и утилизацию аккумуляторов. Схожие акты действуют в Китае. В большинстве стран утилизацией занимаются только немногочисленные стартапы. Вмешательство государства минимально или отсутствует.
Раз технологии не поспевают за бюрократами и производителями электрокаров, вот как можно поступить с отработанной батареей уже сегодня:
-
Утилизировать и переработать;
-
Использовать повторно в другой отрасли;
-
Извлечь работающие компоненты батареи;
-
Обменять старое изделие на новое.
В первом случае из батарей извлекают все полезное, а остаток отправляют на дальнейшую переработку. Во втором случае АКБ модернизируют под конкретные нужды и продолжают эксплуатацию. В третьем варианте из батареи вынимают работающие ячейки и шины, от остального избавляются. Обмен батарей не решает проблему утилизации, но упрощает регулирование числа изношенных изделий.
УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА
Ключевые задачи: сбор старых АКБ, переработка, рациональное использование полученных материалов. Пока существует лишь одна проверенная технология переработки Li-ion батарей. Она включает такие этапы:
-
Демонтаж, разрядка и частичная разборка АКБ;
-
Механическая обработка;
-
Гидрометаллургическая переработка.
В среднем, за один цикл переработки из батареи можно извлечь 80% материалов. Доля переработанных ценных металлов может составить 95%. Наиболее интересными здесь являются кобальт, никель и марганец. На перерабатывающих заводах их получают в виде сульфатов. Их дальнейшее использование в производстве может оказаться невозможным и металлы надо очистить повторно. А "новый" литий всегда дешевле того, что получают из аккумуляторов
Недостатки существующих технологии ресайклинга:
-
Невозможно полностью извлечь полезные материалы;
-
Требуются специальные предприятия;
-
Низкая производительность подобных предприятий;
-
Высокие затраты.
Касательно последнего: гидрометаллургическая переработка требует применения больших объемов дорогих химикатов. Пирометаллургия – менее популярный способ переработки, – более энергозатратная и сильнее влияет на экологию (компоненты батарей фактически сжигают). Жесткий экологический контроль предприятий по переработке АКБ приведет к дополнительному удорожанию получаемых материалов.
ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ
Считается, что аккумуляторы с емкостью 75% от номинала и меньше нельзя эксплуатировать в электромобилях. Однако им еще можно найти применение в других отраслях. Существуют такие варианты:
-
Установка в другом транспорте. Пример: вилочные погрузчики с батареями Audi на складах концерна;
-
Зарядная станция. Пример: станции EVGo из отработанных батарей;
-
Сетевое накопители (хранилища) электроэнергии. Пример: хранилища компании B2U;
-
Павербанк для дома. Пример: “банки” компании Nissan из старых Leaf.
Если для отрасли характерны значительные скачки энергопотребления в течение дня, то с помощью старых батарей можно стабилизировать потребление. А дальнейшее развитие зеленой энергетики кажется невозможным без технологий аккумулирования энергии. Вот как это должно выглядеть в солнечной энергетике: днем заряжаемся от солнца, ночью потребляем энергию из батарей.
Недостатки повторного использования батарей:
-
Сложность объединения батарей разных марок в один накопитель;
-
Необходимость применения доп. оборудования – от инверторов до подстанций;
-
Сложность оценки возможных рисков;
-
В случае массового распространения – необходимость модернизации ЛЭП и подстанций.
Многие промышленные предприятия и инфраструктурные объекты требуют собственных хранилищ энергии. В основном используются огромные свинцово-кислотные батареи. На смену им могут прийти отработанные Li-ion.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Единственный реальный недостаток переработки старых батарей – высокие затраты. Как по финансам, так и по времени. Один электромобиль оснащен минимум одной АКБ, а таких авто в мире уже десятки миллионов. К счастью, сегодня у нас есть варианты. Часть батарей можно перепрофилировать, из другой извлечь полезные материалы.
Вам также будет интересно
Мы подобрали наиболее актуальную и интересную информацию из мира электрокаров
Смотреть все статьиКонтакты
Наш офис Одесса
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Киев
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Львов
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе
Наш офис Днепр
Получите развернутую консультацию по покупке электромобиля в Китае прямо в нашем офисе