25.09.2023 8110

Какая батарея для электромобилей лучше?

~ 12 мин.

РАССМАТРИВАТЬ ИМЕЕТ СМЫСЛ ТОЛЬКО ДВА ТИПА — ТРОЙНУЮ ЛИТИЕВУЮ И ЛИТИЙ-ЖЕЛЕЗО-ФОСФАТНУЮ (LFP). В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ ПЕРЕЧИСЛИМ ИХ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. РАССКАЖЕМ, КАКИЕ БАТАРЕИ ВЫБРАЛИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ. И ПОДЫТОЖИМ — КАКАЯ ЛУЧШЕ.

ПЛОТНОСТЬ ЭНЕРГИИ

Это количество энергии (Вт·ч), которое может запасти аккумулятор в удельном весе (кг). Чем больше, тем выше ёмкость батареи, запас хода и тем меньше вес электромобиля.

 

В этой категории побеждают тройные литиевые. Их плотность энергии доходит до 300 Вт·ч/кг, в то время как у LFP — 180 Вт·ч/кг. По этой причине электромобили с литий-железо-фосфатными батареями весят больше: нужно компенсировать маленькую плотность энергии.

НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Чем ниже температура воздуха, тем медленнее заряжается электромобиль и тем быстрее он разряжается.

 

И здесь тройные литиевые показывают себя лучше: нижний предел рабочей температуры — -30°C. У литий-железо-фосфатных — -15°C.

ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Чем выше температура воздуха, тем выше шанс, что батарея загорится. Это в теории. На практике воздух не может нагреть аккумулятор до той температуры, при которой он загорается.

 

Детальнее мы разбирали в статье: «Батареи электромобилей горят — а правда ли?».

 

Тут уже лидирует литий-железо-фосфатная. Тройная литиевая загорается при температуре 250°C. Литий-железо-фосфатная — при 800°C. Разница ощутимая, не правда ли?

СРОК СЛУЖБЫ

Сколько полных циклов зарядки-разрядки переживёт батарея?

 

Тройная литиевая — 1200, а вот LFP — 3000. По этой причине компании советуют владельцам электромобилей с тройной литиевой заряжаться до 80% и не опускать заряд ниже 20%. С LFP эти махинации не нужны — можете не забивать себе голову.

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

Насколько сырьё опасно для окружающей среды и человека?

 

Тройная литиевая тут уступает. Она состоит из никеля, кобальта и марганца. Они вредят окружающей среде и при добыче, и при утилизации. 

 

Придумали, однако, тройные литиевые, в которых вместо марганца более экологичный металл — алюминий. Но даже так — из-за никеля и кобальта — тройные литиевые уступают литий-железо-фосфатным.

КАКИЕ БАТАРЕИ ВЫБРАЛИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ?

Тройные литиевые полюбились европейцам, американцам, японцам и премиальным брендам китайцев. Такие стоят на: Volkswagen ID.4 и ID.6; Tesla Model Y, Model X и Model S; Toyota bZ4X и Honda e:NS1; всех моделях брендов Zeekr и NIO.

 

А литий-железо-фосфатные выбрали для себя бюджетные китайцы: все модели BYD и Changan, большинство Leap Motor и Chery, половина XPeng.

КАКАЯ ЛУЧШЕ?

Никакая. Да, всё как всегда: что-то лучше в одном случае, а что-то в другом.

 

Тройные литиевые — лучший выбор для электромобилей подороже. Да, они не такие экологичные и пожаробезопасные, меньше служат. Но когда дело касается дорогих авто, важны характеристики. В этом случае плюсы тройных литиевых перевешивают минусы.

 

В любом другом случае автопроизводители выбирают литий-железо-фосфатные.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Сейчас разрабатывают новые типы батарей — натрий-ионные и твердотельные. Они пока недостаточно изучены. Однако, по прогнозам экспертов, натрий-ионные отлично впишутся в сегмент бюджетных авто, а на твердотельные перейдут премиальные бренды.