21.09.2023 1968

Батареи электромобилей горят — а правда ли?

~ 11 мин.

В СЕТИ ПОПАДАЮТСЯ ВИДЕО С ГОРЯЩИМИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ. ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ХВАТАЕТ АДЕПТОВ КУЛЬТА «ЭЛЕКТРОКАРЫ ГОРЯТ». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ «ЗЕЛЁНЫЕ» АВТО ВОСПЛАМЕНЯЮТСЯ ЧАЩЕ? ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ.

ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?

Ни один серьёзный источник не сообщал, что электромобили в этом вопросе опаснее классических авто.

 

Статистика от MSB, Швеция. Загорается 1 электромобиль из 38 тысяч. Это в 29 раз меньше, чем у авто с ДВС.

 

Статистика от Tesla. Компания утверждает: шанс того, что бензиновый автомобиль загорится, в 11 раз выше. Если сравнивать по методу «каждый миллиард пройденных километров», то на электромобили приходится пять пожаров, а на авто с ДВС — 55.

 

Статистика от Auto Insurance EZ. На 100 тысяч проданных авто вышло пожаров: 3474,5 — гибриды; 1529,9 — на газе; 25,1 — полностью электро. Данные от Бюро транспортной статистики и Национального совета по безопасности транспорта США.

ЧТО, ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ АВАРИЯ?

Опасность электромобильных батарей не в том, что они чаще горят. А в том, что такой пожар тяжелее потушить. Кроме того, расслабляться нельзя, даже когда с ним разобрались. Потому что в батарее находится огромная энергия. Она способна многократно возобновить пожар.

 

Резюмируем: шанс, что электромобиль загорится, крайне мал, но если загорится, то тяжело потушить.

КАК ПОВЕДЁТ СЕБЯ ЭЛЕКТРОЛИТ?

Это жидкость внутри аккумулятора. Она токсичная и пожароопасная. Однако огню так просто не пробраться к электролиту.

 

Представим худший случай: загорелся электролит одной из ячейки. Производители тоже представили его, когда разрабатывали батарею. Поэтому ячеек аккумулятора много и они маленькие; их разделяют противопожарные перегородки. Если загорелся один из элементов, выгорит электролит одной ячейки — и на этом пожар кончится. А даже если нет, перегородки задержат его.

 

Такой защиты мало? Как насчёт натрий-ионных и твердотельных батарей? Они пожаробезопасны. Да, последних придётся ждать ещё пару лет. А вот электромобили с натрий-ионными аккумуляторами появятся уже в 2024 году. BYD в этом заинтересованы. Ходят слухи, что их поставят на Seagull и Dolphin.

КАК ВЛИЯЕТ ТЕМПЕРАТУРА?

Обычные автомобили спокойно работают при температурах от -30°C до 50°C, у электромобилей не так. Их диапазон -15°C — 45°C.

 

Минусовая температура не опасна, а вот 60ºC и выше — неприятно. Шанс, что произойдёт «тепловой разгон», гораздо выше. В худшем случае начнётся неостановимая цепная реакция и — пожар. Но это не случится.

 

С 2011 года не было ни одного такого пожара, по данным Австралийской программы оценки новых автомобилей.


Почему так? В электромобилях стоит сложное программное обеспечение BMS. Оно мониторит температуру батареи и управляет нагрузкой на него. Только что-то пошло не так — и включается система охлаждения: трубки подают охлаждающую жидкость, а воздушные каналы — воздух.

ЧТО ДЕЛАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ?

Мы уже упомянули:

  • разделили аккумулятор на мелкие ячейки, между ними воткнули противопожарные перегородки;

  • разрабатывают пожаробезопасные батареи, а главное, внедряют их;

  • создают программы, чтобы контролировать температуру.

 

Кроме того:

  • Батарею расположили в центре платформы, вдали от вероятных зон удара.

  • Укрепили его корпус толстым металлом, чтобы было сложно повредить.

  • Улучшают уже существующие батареи: BYD создали Blade Battery. Технология — LFP, а пожаробезопасность на уровне натрий-ионных.

 

Безопасные, а особенно пожаробезопасные электромобили — тренд. Все производители соревнуются в этой теме и пытаются друг друга обскакать. А мы — снимаем сливки.

Подытожим: шанс, что электромобиль загорится, почти нулевой. Но если уж это произошло, то его тяжело потушить. Чтобы это не случилось, автопроизводители вкладывают в безопасность нервы, пот, кровь и деньги. 

 

Электромобили уже пожаробезопаснее машин с ДВС, и это только начало.