18.09.2024 87

CATL готовит революционную батарею для электробусов

~ 6 мин.

ПРАВДА, НОВИНКУ МОЖНО БУДЕТ УСТАНОВИТЬ ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОБУСЫ. НО ГЛАВНОЕ: КИТАЙСКИЙ CONTEMPORARY AMPEREX TECHNOLOGY (ДАЛЕЕ CATL) ЗАДАЕТ НОВЫЙ УРОВЕНЬ АККУМУЛЯТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЕГО РАЗРАБОТКОЙ УЖЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КОМПАНИИ DONGFENG, YUTONG BUS И GOLDEN DRAGON. НОВУЮ БАТАРЕЮ ТАКЖЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ КЛИЕНТАМ CATL ИЗ ГЕРМАНИИ.

ГИГАНТ ИЗ МИРА АККУМУЛЯТОРОВ

Долгое время развитие электромобилей упиралось в возможности аккумуляторов – они были или слишком тяжелыми, или имели малую емкость. А зачастую объединяли в себе оба недостатка. В середине 90-х годов прошлого века ситуация изменилась. Появление надежных и недорогих литиевых батарей спровоцировало новую гонку технологий. Пока что в ней лидируют китайские производители. Далее идут корейцы и японцы, а замыкают рейтинг европейские компании. Среди последних стоит отметить Northvolt, Saft и Varta. Однако все они находятся в тени CATL. И если европейские батареи для легковых электромобилей могли конкурировать с азиатскими аналогами, то с электробусами ситуация иная. Здесь доминируют китайские BYD и CATL. О разработке последнего и пойдет речь.

Tianxing-B или Tectrans-B – новый аккумулятор CATL, разработанный специально для электробусов. По сути Tianxing является новым брендом компании, который был запущен 4 июня. В портфеле бренда уже есть один аккумулятор для легких коммерческих электрокаров, вроде SRM E3L, а вскоре к нему прибавится решение для электробусов. Раскрытые параметры аккумулятора впечатляют:

  • Удельная энергоемкость (плотность энергии): 175 Вт*ч/кг;

  • Срок службы: 15 лет или 1,5 млн км пробега;

  • Гарантия от производителя: 10 лет или 1 млн км пробега;

  • Степень защиты от воды: IP69.

Интересный факт: производитель заявляет, что его новинка сможет пробыть в воде 72 часа без потери работоспособности. Теперь об удельной емкости. Этот параметр показывает, сколько электрической мощности может выдать накопитель энергии в течение 1 часа. Для сравнения, у батарей Zeekr 001 от CATL плотность энергии достигала феноменальных 255 Вт*ч/кг. Однако сами батареи компактные и их легко охлаждать, что объясняет столь высокий параметр. У ранее представленной Tianxing-L для коммерческих электрокаров плотность энергии достигает 200 Вт*ч/кг. Некоторые аналитики уже заявили, что Tianxing-B станет самым большим серийным аккумулятором для электрического транспорта. Так это или нет мы узнаем совсем скоро – производитель обещает запустить производство в этом году, а до тех пор не хочет раскрывать полные параметры своей новинки. Емкость АКБ пока остается загадкой. 

А как насчет по-настоящему экстремальной плотности энергии литиевых батарей – целых 711 Вт*ч/кг! Такого показателя добились китайские исследователи в 2023 году. Оговоримся: речь идет об экспериментальной батарее и проверке в лабораторных исследованиях. У коммерческих изделий есть условная планка, которой хотят достичь все производители АКБ: 300 Вт*ч/кг. Кстати, американской Tesla при поддержке компании Panasonic это почти удалось. Ячейки батарей, которыми оснащают “дальнобойные” версии электрокаров, в среднем выдают 269 Вт*ч/кг. 

ЗАПАС ХОДА СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОБУСОВ УЖЕ ПРЕВЫСИЛ ОТМЕТКУ В 250 КМ. НА РАБОЧИЙ ДЕНЬ ХВАТИТ: В НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ ТАКОЙ ТРАНСПОРТ В СРЕДНЕМ ПРОХОДИТ 150 КМ ЗА ДЕНЬ, А В КРУПНЫХ – ОКОЛО 250 КМ. ОДНАКО ЭЛЕКТРОБУСОВ ВСЕ ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ ГИБКОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ. С НОВОЙ БАТАРЕЕЙ ОТ CATL ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕ БУДЕТ.