20.11.2023 1923

Как выбрать зарядное устройство для электромобиля

~ 18 мин.

ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ – УСТРОЙСТВО, ПЕРЕДАЮЩЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ОТ ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ (ОБЫЧНО РОЗЕТКИ) К АККУМУЛЯТОРУ. В ЕГО РАБОТЕ ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО НЮАНСОВ. ПЕРВЫЙ: ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК ИЗ РОЗЕТКИ НУЖНО ПРЕОБРАЗОВАТЬ В ПОСТОЯННЫЙ – БАТАРЕИ ДРУГОЙ НЕ ПРИНИМАЮТ. ВТОРОЙ: СТАНЦИЯ ДОЛЖНА ПОДДЕРЖИВАТЬ НУЖНЫЙ ТОК И НАПРЯЖЕНИЕ. СКОРЕЕ ВСЕГО ОНИ БУДУТ ВЫШЕ СТАНДАРТНЫХ 16 А И 220 В ИЗ РОЗЕТКИ. ТРЕТИЙ: СТАНЦИЯ ДОЛЖНА ЗАЩИЩАТЬ АККУМУЛЯТОР ОТ ПЕРЕЗАРЯДОВ, ПЕРЕГРЕВОВ И Т.П.

Владельцу электромобиля выгодно иметь такое устройство в распоряжении. Но как его выбирать?

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ

В зависимости от страны производства зарядные станции и разъемы (коннекторы) зарядок классифицируют по-разному. Коротко о коннекторах мы уже писали здесь и повторяться не будем. Здесь мы разберем основные термины и понятиях. Прямо в названии модели зарядной станции можно увидеть следующее:

 

  • AC Charger. Зарядка выдает переменный ток, который преобразуется внутри электромобиля;

  • DC Charger. Зарядка сразу выдает постоянный ток. Работает быстрее AC;

  • AC-DC (AC/DC) Charger. Зарядка с двумя выводами под переменный и постоянный ток.

 

Пример: зарядное устройство iSDT K4 AC 400W/DC600W. Исходя из написанного ясно, что устройство работает с двумя типами тока: переменным с максимальной мощностью 400 Ватт и постоянным при 600 Ваттах. Часто прямо в названии указан еще и класс зарядной станции. Общепринятых классификаций сейчас две: американская, европейская. 

Американская классификация. В основном касается зарядных станций для американского рынка. Типы станций по данной классификации:

 

  • Level 1. Напряжение 120 В. Среднее время полной зарядки: 8-12 ч;

  • Level 2. Напряжение 240 В. Заряжает вдвое быстрее Level 1;

  • Level 3 (DCFC). Постоянный ток, напряжение 480 Вольт, мощность до 135 кВт. За пределами США встречается редко. 

 

Европейская классификация. В Европе зарядные станции делят на уровни в соответствии со стандартом IEC 62196. Подробнее:

 

  • Mode 1. Переменный ток ограничен 16 А при напряжении 220-240 В. Максимальная мощность: 3,6 кВт. Заряжает батарею до 12 часов;

  • Mode 2. Самый распространенный тип. Максимальный ток ограничен 32 А. Мощность: до 22 кВт. Полная зарядка за 7-8 ч;

  • Mode 3. Бывает одно- и трехфазной. Сила тока до 250 А, напряжение 380 В, мощность до 100 кВт. Заряжает электрокар за 3-4 ч;

  • Mode 4. Постоянный ток, в теории ограничений нет. На практике: ток до 400 А, мощность 240 кВт (обычно до 170 кВт). 

 

Чем ниже класс, тем медленнее зарядка. Изделия самого высокого класса имеют приписку “Быстрая зарядка” или “Rapid / Fast charger”. К особой категории относят быстрые зарядки Tesla Supercharger. Это аналог европейского Mode 3 с региональными коннекторами.

Полезно знать: действительно мощные зарядки выдают только постоянный ток и быстро покрывают до 80% емкости батареи. Для остальных 20% параметры заряда снижаются. Преобразование тока происходит внутри станции, а не в бортовом инверторе электрокара. Иногда за быструю зарядку выдают “ускоренный” Mode 3. Чтобы не ошибиться, ищите символы DC в описании устройства. Также ваш электромобиль должен поддерживать быструю зарядку. Чтобы быстро это проверить, найдите технические характеристики авто и посмотрите пункт, посвященный времени зарядки – должно быть указано время для двух режимов (стандартный и быстрый). 

НАЗНАЧЕНИЕ ЗАРЯДНОЙ СТАНЦИИ

Прежде чем приступить к подбору зарядной станции нужно подумать об условиях ее эксплуатации: температурах, месте (дом, улица), примерном числе зарядок в день. Исходя из особенностей эксплуатации можно условно разделить станции на две большие группы:

 

  • Домашние. Ставятся дома и предназначены для зарядки семейного электротранспорта. Идеально подойдет Mode 2;

  • Коммерческие. Более мощная станция с возможностью зарядки нескольких электромобилей. Лучшим вариантом будет Mode 3. 


Отдельная категория: мобильные станции. По сути это большой повербанк. Часто имеет много дополнительных фишек - дисплей на торце, разъемы для солнечных панелей, колесики для транспортировки. Мощность таких устройств редко превышает 3,5 кВт. 

РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ УСТРОЙСТВА

Перед тем как выбрать зарядную станцию вы можете произвести пару несложных расчетов. Предлагаем потренироваться вместе. Возьмем BYD Han в комплектации Noble 605KM. Он оснащается батареей емкостью 72 кВт-ч. Производитель указал время зарядки: 0,42 ч (быстрая) и 10,3 (медленная). Посмотрим, сколько и при какой мощности будет заряжаться наш электромобиль:

 

  • От сети напрямую. Максимальная мощность: 3,5 кВт. Чтобы узнать время делим емкость АКБ на эту мощность: 72/3,5 = 20,5 ч

  • От AC-зарядки (переменный ток). Узнаем мощность подходящей зарядки, разделив емкость батареи на время медленной зарядки: 72/10,3 = 7 кВт

  • От DC-зарядки (постоянный ток). Аналогичным образом посчитаем мощность зарядки: 72/0,42 = 171 кВт. 

 

Как видите, зная характеристики батареи можно заранее узнать желаемую мощность зарядной станции. Не страшно, если этот параметр немного не сойдется с выходной мощностью зарядного устройства. Оптимальный вариант для медленной зарядки BYD Han: настенный Comibear Q6 мощностью 7 кВт.  

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С ВЫБОРОМ

Проще всего подобрать зарядку для домашнего пользования. С целью экономии можно взять самый простой Mode 2. Скорее всего это будет длинный провод с блоком посередине. Также существуют настенные варианты исполнения. Обращать внимание стоит на следующее:

 

  • Тип зарядного устройства (Mode);

  • Совместимые марки авто;

  • Выходная мощность;

  • Максимальная зарядный ток;

  • Напряжение сети;

  • Штекер: Type 1 (5 контактов) и Type 2 (7 контактов);

  • Число фаз: 1 или 3.

 

Запросы большинства покупателей удовлетворит однофазная 16-амперная зарядка мощностью не менее 7 кВт. Та же модель может иметь 3-фазное исполнение. Отличие будет в повышенном напряжении и силе тока, а значит и выходной мощности. Если в вашем доме не стоит силовая трехфазная розетке, данный вариант можно не рассматривать.

При выборе коммерческой зарядной станции помимо указанного выше стоит обратить на следующее:

 

  • Наличие портов постоянного (AC) и переменного (DC) тока;

  • Степень пылевлагозащиты (хотя бы IP54); 

  • Дополнительные функции.

 

Среди важных дополнительных функций: удаленное отключение через мобильное приложение, возможность оплаты через встроенный в станцию терминал, наличие счетчика. Что касается мощности, то для коммерческих зарядных станций это минимум 20 кВт. Если бизнес нуждается в универсальном и бюджетном решении, то хорошим вариантом станет установка нескольких настенных зарядок мощностью 7 кВт. 

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Могу ли я зарядить электромобиль от розетки напрямую?

- Да, но это будет долго. Возьмем Volkswagen ID.3 с его батареей на 52,8 кВт. Мощность тока мы считали: 3,5 кВт. Теперь посчитаем время зарядки: 52,8/3,5 = 15 ч

 

- Выше упоминались одно- и трехфазные зарядки. Что это значит?

- По сути, фаза в электрике – это один из трех проводов, по которым течет ток. Четвертый провод называется нулем. Не будем заходить в технические дебри и скажем, что трехфазное напряжение равняется 380 В. Привычные 220 Вольт являются однофазными. Трехфазные зарядные станции заряжают быстрее однофазніх. Чтобы подключиться к ним нужен коннектор Type 2 или CSS.

 

- Чем выше мощность, тем быстрее зарядка, верно

- Верно, но есть ограничение. В электромобилях уже есть интегрированные зарядные устройства, которые “следят” за параметрами зарядного тока. Мощность этих устройств ограничена. До недавнего времени было актуально число в 6,6 кВт. Подключили к 22-киловаттной станции – заряжаться все равно будет от 6,6 киловатт. В электрокарах на базе платформ 800 В эта цифра будет больше.

 

- Быстрая зарядка убивает батарею. Это так?

- Если в электромобиле предусмотрена быстрая зарядка, то саму батарею можно спокойно заряжать мощным током. Он становятся опасными лишь в случае, когда бортовая электроника авто из-за неисправности перестает регулировать заряд. 

 

- Почему кабели зарядных станций такие короткие и неудобные?!

- В первую очередь это касается кабелей мощных станций. К примеру, Ionity выдает 350 кВт. Работа мощной станции может привести к возгоранию слишком длинного и тонкого кабеля.