07.09.2023 821

Как Китай захватил рынок электромобилей

~ 15 мин.

Китай — мировой лидер по производству и покупке электромобилей.
Как ему это удалось?

Читать придётся много, зато будет интересно.

Справка

Уже девять лет подряд крупнейший рынок электромобилей — это Китай. В период с 2020 по 2022 количество ежегодно продаваемых в стране электромобилей выросло с 1,3 млн до 6,8. Для сравнения в США в 2022 году продали 800 тысяч.

 

Правительство давно стимулирует как предложение, так и спрос на электромобили в стране. Щедрые государственные субсидии,
налоговые льготы, закупочные контракты и другие меры породили десятки отечественных марок. В такой конкурентной среде они вынуждены развиваться, чтобы удовлетворить потребности потребителей. Так в стране появилось много молодых покупателей.

С чего начинал

В начале двухтысячных китайская автомобильная промышленность находилась в неловком положении. Мощности были, а отечественные бренды — нет.

Управляющий директор Sino Auto Insights Ту Ле сказал: «Они понимали, что никогда не смогут обогнать американских, немецких и японских автопроизводителей в области инноваций, связанных
с двигателями внутреннего сгорания. А исследования в области гибридных автомобилей <...> уже возглавлялись такими странами, как Япония. <...> Китай не мог конкурировать и там».

Это подтолкнуло правительство КНР инвестировать в совершенно новую область — электромобили.

 

Риски были высоки: на тот момент электрички — нишевые эксперименты. Крупные производители
снимали их с производства уже через несколько лет. Но потенциальный куш ошеломлял: если ставка зайдёт,
Китай получит преимущество в значительной доле автомобильной промышленности.

В 2001 году электромобили вошли в план пятилетки как приоритетный
научно-исследовательский проект. А в 2007 появился человек,
имя которого стоит запомнить, — Вань Ган. Он стал министром науки и технологий Китая. Автоинженер, десять лет проработавший в Audi, Вань был большим поклонником электромобилей. Сейчас считается, что именно он от лица государства сделал ставку на электромобили.

Ресурсы

Китайские компании производят больше всего компонентов аккумуляторов — катодов, анодов, сепараторов, электролитов.
Первая четвёрка в топе по производству электролитов — китайские компании.

 

«Мягкая сила»

В самом Китае мало месторождений. Поэтому КНР придерживается долгосрочной стратегии — дешёвые и стабильные поставки.
В этом немаловажную роль играет политика «мягкой силы». Китай выдаёт бедной стране кредит, например, на строительство железной дороги. Страна, понятное дело, погасить его не может. Так что расплачивается ресурсами или выдаёт преференции.

 

Добыча кобальта

Китаю принадлежит большая часть кобальтовых рудников в Конго. А там, вообще-то, основная часть мировых запасов. В результате 41% мировой добычи кобальта — за Китаем.

 

Добыча лития

Топ-5 по залежам лития выглядит так: Боливия, Аргентина, Чили, США и Австралия. Это от первого места к пятому. Первые три —
должники Китая. Кроме того, правительства этих стран лояльны КНР. Получается: доступ к более чем 70% мировых залежей лития.

 

Прочие ресурсы

Запасы никеля, марганца и графита в мире гораздо больше. Однако и тут Китай наладил отличную систему поставок —
снова преимущество.

 

Инвестиции Китая в Индонезию сделают его крупнейшим поставщиком никеля к 2027 году, если верить прогнозам консалтинговой компании CRU Group.

Технологический процесс

Аккумуляторы

Китай стал крупнейшим производителем аккумуляторов ещё потому, что научился создавать их эффективно и с меньшими затратами.

Раньше использовали в основном NMC-катод — комбинацию никеля, марганца и кобальта. Однако Китай инвестировал в альтернативу — LFP, литий-железо-фосфатные аккумуляторы.

 

Сегодня Китай производит 73% NMC и 90% LFP.

Фото — батареи для электромобилей.

Скорость

«Китай тратит на строительство заводов в два раза меньше денег, чем страны Северной Америки или Европы. При этом возводит их гораздо быстрее», — отметил профессор университета RWTH Aachen Хайнер Хаймес.

 

Эффективность политики на местах

Местные власти активно привлекают иностранные компании. Например, Tesla не может существовать без Китая. Шанхайский завод Gigafactory производит половину автомобилей компании.

Фото — завод электромобилей Tesla в Шанхае. Источник — Teslarati.

Местные власти также тесно сотрудничают с отечественными производителями. Например, BYD поднялась благодаря тесным отношениям
с южным городом Шэньчжэнем. Это первый город в мире с полностью электрическим парком автобусов.

Фото — парк городских электробусов Шенчженя. Источник — Bloomberg.

Экология

Обрабатывать минералы и производить батареи очень вредно для природы. В КНР экологические требования ниже, чем в ЕС или США.
А потому и себестоимость аккумуляторов ниже.

Итог

Китай потратил 130 млрд долларов на исследования, государственные контракты и субсидирование, связанные с электромобилями. Это данные Центра стратегических и международных исследований — CSIS.

 

Покупатели электромобилей в КНР получают налоговые льготы, дешёвую регистрацию автомобилей, льготную парковку и доступ к обширной сети зарядных устройств.

 

По мнению экспертов CSIS, ни одна другая страна не сможет стать самостоятельной в цепочке поставок аккумуляторов. Компаниям из любой точки мира необходимы партнёрские отношения с китайскими производителями, чтобы войти в отрасль.

 

«Невозможно добиться успеха в производстве электромобилей, не имея прямого или косвенного сотрудничества с Китаем», — считает Скотт Кеннеди, старший советник CSIS.