26.12.2023 427

Панорамная крыша: преимущества и недостатки популярной опции комфорта

~ 14 мин.

ПАНОРАМНАЯ КРЫША – В ПРОШЛОМ ПРИЯТНАЯ ОПЦИЯ, А СЕГОДНЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ МНОГИХ ЭЛЕКТРОКАРОВ. В НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЯХ ВМЕСТО ПРИВЫЧНОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРЫШИ УСТАНОВЛЕНЫ СТЕКЛЯННЫЕ ПАНЕЛИ. ТАК ПОСТУПИЛИ С ZEEKR 007. ПАНОРАМНАЯ КРЫША СЕРЬЕЗНО ВЛИЯЕТ НА ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ САЛОНА. АВТОМОБИЛЬ КАЖЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО БОЛЕЕ ПРОСТОРНЫМ И СВЕТЛЫМ, НО И БОЛЕЕ РОСКОШНЫМ. А ЕСТЬ ЛИ МИНУСЫ У ДАННОЙ ОПЦИИ?

КРАТКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Начнем с основ: панорамную крышу и панорамный люк можно считать взаимозаменяемыми терминами. Рядовому покупателю важнее знать, можно ли открыть такую крышу. Если в описании авто указано “открывающаяся панорама”, то транспорт оснащен полноценной панорамной крышей. А если подобное не указано, перед вами модель с большим люком без дополнительных функций. Обычно панорамы делят на 3 основные категории:

  • Панорамное лобовое стекло. По факту это большое стекло, переходящее в крышу и охватывающее часть пассажирской зоны. Пример реализации: Lucid Air;

  • Сегментированная крыша. Стеклянная крыша состоит из 2 или 3 панелей, часто с возможностью раздельного открытия. Пример: Kia Carnival;

  • Фиксированная крыша. Сплошная стеклянная панель, охватывающая часть пассажирской зоны. Пример: Tesla Model S.

Отдельно стоит выделить Infinity Roof от GMC и Т-образный люк, встречающийся в Porsche 914 и Honda NSX. Наиболее распространенный вариант: фиксированная крыша и ее подвиды. Ради удешевления производства инженеры отдают предпочтение фиксированным стеклянным блокам без возможности открытия. Для защиты от солнца их можно закрыть встроенной в потолок шторкой.

До недавнего времени большим спросом пользовались подъемно-сдвижные люки с обычным стеклом. Теперь им на замену приходят стекла с электротонировкой. Под действием напряжения от бортовой электросети они меняют свою прозрачность – даже шторка не нужна. У наиболее распространенных стекол с электрохромной тонировкой полное затемнение и осветление занимает несколько минут.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА

Стекло уступает по прочности металлу, так что при создании моделей с панорамными крышами инженерам автоконцернов пришлось серьезно повысить их безопасность. Стеклянная часть такой крыши состоит из нескольких слоев, устойчивых к вибрациям, ударам и перепадам температур. Однако в первую очередь люк является опцией роскоши. 

Больше комфорта

Салон автомобиля с панорамной крышей кажется более просторным и светлым. Это особенно ощущается в больших автомобилях. Если панорама охватывает задний ряд сидений, все пассажиры могут наслаждаться открывающимся видом. Данное конструктивное решение особенно удачно реализовано в Ford Mustang Mach-E. Хоть кузов электрокара близок к фастбеку, задние пассажиры имеют много свободного пространства – настолько хорошо сюда вписана стеклянная панель панорамы. 

Отличный обзор

Кажется, что панорамные крыши сделаны только для комфортного наблюдения за небом. Однако часто они оказываются весьма практичными. Некоторые китайские электрокары премиум-сегмента оснащены панорамным стеклом, плавно переходящим в стеклянных блок крыши. Этот переход почти незаметен. Обзорность в таком автомобиле отличная. Особенно хорошо это чувствует водитель и передний пассажир.

Неочевидный плюс: повышение цены автомобиля на вторичном рынке. А если люк был эксклюзивной опцией для старшей комплектации автомобиля солидной марки, даже после нескольких лет езды такой авто не сильно потеряет в цене. Топовые модели Lexus доказывают это на практике. Хоть электромобили из Китая теряют в цене быстрее чем Lexus, наличие люка делает их более привлекательными при перепродаже. 

В ЧЕМ НЕДОСТАТКИ

Многие автолюбители считают, что для монтажа панорамной крыши производители авто концернов приходится вносить серьезные изменения конструкцию транспортного средства. В некоторых случаях это действительно так. После такой модернизации устойчивость крыши к механическим воздействиям существенно падает. В современных автомобилях панорама закладывается в проект еще на ранних этапах. Жесткость и прочность конструкции тщательно проверяют перед тем, как вывести новый авто на рынок. 

Нагрев салона 

Стеклянная панорама является конструктивной частью крыши автомобиля. Однако стекло тоньше крыши. Между ним и солнцезащитной шторкой в потолке есть небольшой зазор. И именно здесь температуры могут быть адскими: +50°C и выше. Практика показала, что летом в салоне авто со стандартной металлической крышей находиться комфортнее. Если стекло имеет электротонировку, эта проблема перестает быть актуальной. 

Нужно поддерживать чистоту

Представьте, что вы открыли панораму, чтобы полюбоваться ясным небом, а весь вид испортили.. насекомые. Или птицы. Чем больше панорамная крыша, тем чаще придется ее мыть. Подойдет любое средство для чистки стекол и полотенце из мягкой ткани. Чтобы защитить стекло и упростить дальнейшую мойку, его стоит обработать полиролью для стекла. Также подойдет автошампунь с полиролью в составе.

Подверженность поломкам

В первую очередь касается открывающихся панорам. Ломается электромеханизм привода, изнашиваются резиновые уплотнители. Отдельная неисправность: поломка моторчика солнцезащитной шторки в потолке. Заменить изношенные детали без помощи специалиста будет сложно. 

ПРИМЕРЫ УДАЧНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Водитель легко сможет найти как положительные, так и отрицательные отзывы о панорамных люках в авто. Как показывает практика, реализация данной опции сильно зависит от модели авто. К счастью, жалоб на панораму в электромобилях практически нет. Рассмотрим несколько удачных примеров оснащения электрических авто панорамой. 

Volkswagen ID.4 – мировой бестселлер

Электромобиль ID.4 Crozz китайской сборки во всех комплектациях имеет стеклянную фиксированную панорамную крышу без возможности открытия. Владельцы электрокара хвалят такое решение за простоту и надежность. Стекло не дает бликов и отражений, но под палящим солнцем люк становится скорее минусом, чем плюсом. Его можно закрыть встроенной в потолок шторкой с электроприводом. Достаточно нажать кнопку и панорама полностью закроется за 15 секунд. 

Kia EV6 – роскошный электрокар в корейском стиле

На крыше расположился широкий стеклянный люк с электроприводом. По нажатию на кнопку люк сдвигается в сторону почти полностью, позволяя выглянуть из автомобиля. Заводская тонировка не спасает от жаркого солнца, так что летом всегда приходится ездить с закрытой шторкой. 

Tesla Model 3 – современная классика

В одном из обновлений модель получила многокомпонентную крышу с двумя стеклянными панелями. В электрокарах китайской сборки панорама не открывается, но зато улучшает обзорность и дает много естественного света. Так как для интерьера Model 3 характерна скромность и минимализм, большая панорама становится одной из визуальных доминант салона.  

ВОПРОС-ОТВЕТ

Можно ли открывать люк во время езды?

Большинство автопроизводителей запрещают это делать. На деле, если есть острая необходимость, открывать люк прямо на ходу можно. Однако при езде по бездорожью этого лучше не делать. Сильные вибрации провоцируют быстрый износ механизма открытия люка. 

Что делать, если панорамная крыша пропускает слишком много света?

Варианта два: всегда ездить с закрытой солнцезащитной шторкой и затонировать стекло крыши. В Украине нет отдельной нормы светопропускания для люков. Единственное требование: тонировка не может быть зеркальной.

Влияет ли панорама на привлекательность авто для угонщиков?

Панорама действительно привлекает внимание угонщиков, хоть данная опция сегодня встречается даже в бюджетных моделях. Крыши и люки не упрощают доступ в салон для злоумышленников. Закрывайте автомобиль как положено и старайтесь парковаться на площадках с охраной. 

Вода попадает через панораму в салон автомобиля, хотя раньше такого не было. Можно ли исправить проблему самому?

Очистите резиновые уплотнители и смажьте силиконом. Найдите дренажные отверстия по углам люка. Протолкните внутрь проволоку и, наливая в отверстия немного воды, прокручивайте проволоку и тяните на себя. После этого излишки воды будут уходить через дренаж, а не литься в салон авто.