21.01.2024 160

В чем преимущества матричных фар

~ 16 мин.

ПЕРЕХОД К СВЕТОДИОДНЫМ ИСТОЧНИКАМ СВЕТА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРЕНДОВ. ТРАДИЦИОННЫЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ БЫЛИ ВЫТЕСНЕНЫ ИЗ ПРОСТРАНСТВА САЛОНА ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ И НА ЗАМЕНУ ИМ ПРИШЛИ ПРАКТИЧНЫЕ И НАДЕЖНЫЕ СВЕТОДИОДЫ. А ВОТ БОРЬБА ЗА ГОЛОВНОЙ СВЕТ В АВТОМОБИЛЕ ВСЕ ЕЩЕ ИДЕТ. БОРЮТСЯ МОЩНЫЕ СВЕТОДИОДЫ, КСЕНОН И ГАЛОГЕН. СВЕТОДИОДЫ ВЫСТАВИЛИ СВОЕ САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ОРУЖИЕ – МАТРИЧНУЮ ОПТИКУ. РАЗБЕРЕМСЯ, ЧТО ОНА СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ.

ПАРАМЕТРЫ ЛАМП ГОЛОВНОГО СВЕТА

Напоминаем, что фара головного света состоит из корпуса, лампы (иногда двух), указателя поворотов, габаритных огней, иногда линзы и дефлектора. Мы будем говорить только о лампах. Приведем сокращенный перечень параметров ламп головного света:

  • тип лампы;

  • мощность;

  • тип цоколя;

  • рабочее напряжение;

  • цветовая температура;

  • световой поток. 

Особое внимание стоит уделять последним четырем параметрам. Лампу с неправильным цоколем установить не получится. Напряжение питания должно совпадать с напряжением бортовой электросети. В электромобилях это 12 или 24 В. Цветовая температура указывает на интенсивность света и то, как он будет восприниматься зрителем. Измеряется в Кельвинах, сокращенно К. Низкая температура – цвет теплый, с выраженным оттенком оранжевого и постепенным переходом в желтый при повышении температура. Если температура высокая, то свет будет голубым или синим. К примеру, нейтральное освещение имеет температуру 4000-4100 К. Световой поток – параметр, отражающий силу освещения в единицу времени. Измеряется в Люменах, сокращенно Лм. Иногда этот параметр называют светоотдачей лампы. 

Температура белого света составляет 5000 К. Лампы с таким светом отлично освещают дорожное покрытие и боковые зоны, особенно в темное время суток. Однако видимость в непогоду значительно падает. Температура 6000 К считается оптимальной для светодиодов. Они дают белый свет с легким оттенком синего, что положительно сказывается на видимости в разных погодных условиях, но утомляет глаза водителя.

КОРОТКО О ФУНКЦИЯХ МАТРИЧНЫХ ЛАМП

Матричная лампа представляет собой подвид светодиодной лампы, в которой светодиоды собраны в т.н. матрицы. Это совокупность диодов с одинаковыми, реже разными длинами волн. Такая схема предусматривает регулировку яркости света не только от целой матрицы, но и отдельных светодиодов. Указатель поворота интегрирован в такую оптику по умолчанию.

Часто матричную оптику называют адаптивной или интеллектуальной, поскольку она может регулировать параметры светового потока исходя из внешних условий. Это особенно чувствуется при езде в плотном потоке при тумане или сильном дожде. Доминирование светодиодов в автомобильной светотехнике объясняется еще и большим числом функций, которые может выполнять такая оптика. Набор функций зависит от марки и модели авто, так что выделим наиболее распространенные:

  • ассиметричный ближний свет;

  • дальний свет для магистрали;

  • подсвечивание пешеходов;

  • адаптивное динамическое освещение;

  • освещение перекрестков;

  • указание поворотов.

Название функции прямо указывает на то, что делает фара. К примеру, многие водители остались в восторге от функции освещения перекрестков. Фара не просто регулирует мощность светового потока, но и меняет форму и размер освещаемой зоны. Поворачиваете на перекрестке вправо – световой пучок сузится и начнет смещаться вправо вслед за поворотом руля. Асимметричный ближний свет особенно полезен в городе. Он может подсвечивать одну сторону дороги и обочину лучше, чем другую, что предотвращает ослепление встречных водителей. Эти функции удачно реализованы в Volkswagen ID.4 – самом популярном электрокаре немецкой марки в Украине. 

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД ФАРАМИ ДРУГИХ ТИПОВ

В отличие от газоразрядных ламп и ламп накаливания, светодиоды используют полученную энергию крайне эффективно. Их коэффициент полезного действия составляет 54%, что почти в 5 раз лучше показателей средней лампы накаливания. В классических лампах большая часть энергии превращается в тепло, а лишь малая часть – в свет. Как результат, светодиодная или матричная лампа имеет низкую потребляемую мощность и большой срок службы.

Производители электромобилей неспроста отказываются от классической оптики и переходят на светодиоды. Это объясняется не только техническими, но и чисто дизайнерскими соображениями. Одним из последних трендов в автомобилестроение стало световое оформление автомобиля. Хороший пример: электрический седан HiPhi Z. Особенно впечатляет корма автомобиля с ее сложной системой фонарей, светодиодных блоков и полос на крышке багажника. 

ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫ ПРОТИВ СВЕТОДИОДОВ

Ксеноновая лампа представляет собой подвид газоразрядных источников искусственного света. Источником света здесь является электрическая дуга. Внутри такая лампа наполнена газом ксеноном, от чего и пошло ее название. До относительно недавнего времени такие лампы считались самыми яркими, практичными и надежными. Однако конкурировать со светодиодами практически невозможно. Вот их преимущества перед ксеноном:

  • мгновенное начало работы;

  • низкое энергопотребление;

  • увеличенный срок службы;

  • простой контроль режимов работы;

  • низкая зависимость от температуры воздуха;

  • почти не слепят встречный трафик.

Ксеноновая оптика отлично освещает удаленные объекты и ощутимо хуже те, что расположены недалеко от автомобиля. Однако главными недостатками ксенона считают высокое энергопотребление и не лучшую техническую реализацию такой оптики. Напоминаем, что ксенон боится экстремальных температур, перепадов напряжения, а также работает только в тандеме с блоком розжига. Лампа полностью разгорается за 3-5 секунд, но если установлен неоригинальный блок, процесс занимает до 15 секунд. Среднее энергопотребление составляет 40 Вт. Для сравнения, светодиодной лампы мощностью 30 Вт хватит для замены ксенона без заметной потери в плотности светового потока.  

КЛАССИЧЕСКИЙ ГАЛОГЕН ПРОТИВ СВЕТОДИОДОВ

Галогенные лампы работают по тому же принципу, что и привычные лампы накаливания. Недостатки у них те же: ограниченный срок службы, высокое энергопотребление. При этом второй недостаток у галогена проявляется сильнее, чем у ксенонового собрата. Высокая потребляемая мощность при средней выработке света объясняется тем, что значительная часть затраченной энергии идет на нагрев лампы – это недостаток конструкции, который невозможно устранить. Матричная оптика превосходит галоген по:

  • числу функций и режимов работы;

  • сроку службы;

  • параметрам светового пучка (яркость, цветовая температура).

Главными достоинствами галогена является надежность и доступная цена. В отличие от ксенона, он не нуждается в дополнительном оборудовании, вроде блоков розжига и специальных корректоров. Менее очевидное преимущество: широкий ассортимент. На рынке можно найти как лампы известных брендов, вроде Hella и Bosch, так и изделия малоизвестных фирм из Азии. Хоть светодиодная оптика превосходит галоген по большинству параметров, рядовой водитель голосует за простоту, надежность и ценовую доступность. С учетом этого можно выделить лишь один существенный недостаток: малый срок службы. В среднем они работают до 800-1500 часов. 

ВЫВОД

Матричные фары – лучший вариант головного света в современных автомобилях. Они освещают широкую область перед транспортом и практически не слепят встречных водителей. Хоть по основным параметрам матричная оптика не сильно превосходит аналоги, у нее есть громадное преимущество: она способна динамично менять параметры работы в зависимости от условий. “Умная” фара экономит время и силы водителя и подсвечивает те участки дороги, на которых нужно сосредоточить внимание. Теперь автопроизводители делают ставку не на яркость ламп, а на системы корректировки и управления светом. В составе такой системы матричная оптика действительно превосходит аналоги.