28.04.2024 298

Шины для электромобилей – в чем их особенности

~ 20 мин.

ШИНА АВТОМОБИЛЯ – ЭТО СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ДОРОГОЙ И ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ. ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЕ ШИНЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ХОРОШЕЕ СЦЕПЛЕНИЕ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ, А ТАКЖЕ СНИЖАЮТ ДЛИНУ ТОРМОЗНОГО ПУТИ. КАК ЧИТАТЕЛЬ НАВЕРНЯКА ЗНАЕТ, РАЗНЫМ ВИДАМ ТРАНСПОРТА ПОДХОДЯТ РАЗНЫЕ ШИНЫ. К ПРИМЕРУ, В ГРУЗОВИКАХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ САМЫЕ КРУПНЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ И ИЗНОСОСТОЙКИЕ ШИНЫ. СПОРТИВНЫМ СЕДАНАМ ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ НИЗКОПРОФИЛЬНАЯ РЕЗИНА. СВОЙ ВАРИАНТ ШИН ИМЕЮТ И ЭЛЕКТРОМОБИЛИ. 

КРАТКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Рассмотрим классификацию шин на примере Volkswagen ID.7 Vizzion. Первый электрический лифтбек марки в базовой комплектации оснащается резиной 235/50 R19 на обеих осях. Некоторые электрокары имеют разноширокую резину. Пример: BYD Song L. Однако в большинстве случаев шины на одном авто имеют одинаковую размерность. Давайте расшифруем обозначения:

  • 235 – это ширина профиля резины, она же внешняя ширина. Считается в миллиметрах;

  • 50 – это отношение высоты к ширине профиля в %. Показатель выше 70 указывает на резину с высоким профилем, а меньше 55 – на низкопрофильную;

  • R – радиальный тип конструкции каркаса;

  • 19 – посадочный диаметр, он же диаметр внутренней окружности шины. Считается в дюймах.

Это основные обозначения, которые пропечатаны крупными символами на ободе шины. Больше информации указано рядом с колесным диском. У нашего ID.7 после основных обозначений идет 99 T. Это индексы нагрузки и скорости шины. Индекс 99 соответствует максимальной нагрузке в 775 кг. Раз шин четыре, то суммарная нагрузка составляет 3100 кг. Индекс скорости T указывает на то, что шины рассчитаны на движение с максимальной скорость 190 км/ч. 

Давайте “переобуем” кроссовер Zeekr X. Сверимся с параметрами старых шин: 235/50 R19. В качестве замены подойдет 19-дюймовая покрышка шириной 235 мм. Желательно, чтобы отношение ширины к высоте профиля было аналогичным, но водитель может взять чуть более низкие и высокие шины. Индексы скорости и нагрузки указаны на старой резине, но давайте представим, что этих значений нет. Скорость авто ограничена 190 км/ч, что соответствует индексу T. Учтем, что Zeekr выпускает спортивные электрокары. Возьмем индекс скорости с запасом – подберем ширины с пометкой V. Масса кроссовера в максимальной комплектации составляет 1990 кг. Максимальная загрузка авто составляет 560 кг. Суммируем, делим на четыре и получаем 510 кг. Увеличим на 35%, чтобы иметь запас грузоподъемности, и получим 892 кг. Это соответствует индексу 103. Параметры выбранных шин: 235/50 R19 103V. Именно такими покрышками от фирмы Continental оснащают полноприводный Zeekr X на заводе автоконцерна. 

ОСОБЕННОСТИ ШИН ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Рост популярности электромобилей мотивирует производителей шин выпускать специальные продукты для такого транспорта. Шины для электрокаров отличаются от аналогов для авто с ДВС. Явные внешние отличия отсутствуют. Разница кроется в эксплуатационных свойствах шин:

  • Пониженное сопротивление качению. Это позволяет снизить расход заряда и повысить общую энергоэффективность автомобиля;

  • Низкий уровень шума. Достигается благодаря использованию нескольких слоев виброизоляционных материалов, а также особому рисунку протектора и форме боковины;

  • Высокая грузоподъемность. Электромобили тяжелее “классики” на 10-20%, из-за чего их оснащают более широкими шинами с повышенным индексом нагрузки;

  • Улучшенное сцепление. Силовая установка электрокаров имеет высокий КПД и обеспечивает моментальный старт с места. Чтобы избежать пробуксовок, электрокар оснащают очень цепкими шинами;

  • Повышенная жесткость. Достигается за счет использования толстой и жесткой боковины.

Внимательный читатель заметил, что добиться низкой шумности и высокой жесткости одновременно почти невозможно. Производители идут на хитрость. Во-первых, для таких продуктов они создают уникальную резиновую смесь. Во-вторых, дорабатывают конструкцию. К примеру, увеличивают число слоев брекера и вводят дополнительный изолирующий слой. В-третьих, подбирают лучший рисунок проектора. Как правило, это симметричный ненаправленный рисунок. 

ВЛИЯНИЕ НА ЗАПАС ХОДА

Ширина шин, их тип и рисунок протектора влияют на управляемость автомобиля. В электромобилях резина и колесные диски могут оказать существенное влияние на запас хода. Что важно знать водителю:

  • Давление. Придерживайтесь рекомендованного производителем;

  • Посадочный диаметр. Чем он меньше, тем выше пробег. Каждые 2 дюйма уменьшают или увеличивают запас хода в среднем на 6%;

  • Ширина. Почти не влияет на запас хода. Эксперименты показывают, что увеличение ширины даже на 30-40% уменьшает пробег на считанные процентов;

  • Высота профиля. Переход на резину с более высоким профилем позволяет увеличить запас хода. Цифры сильно разнятся, но в среднем это 5% за каждые 10 мм профиля. Напоминаем, что высоту нужно рассчитывать самостоятельно – в параметрах шин указано отношение ширины к высоте;

  • Рисунок протектора. Чем он сложнее, тем больше энергопотери и меньше запас хода. Это компенсируется хорошим сцеплением и защитой от аквапланирования. “Лысая” резина повышает запас хода, но ездить на ней небезопасно.

В комплектацию электромобилей бизнес- и премиум-класса часто входят аэродинамические колесные колпаки. Можно найти и неоригинальные колпаки для большинства моделей авто. Особенно богатый выбор имеют владельцы Tesla Model 3 и Tesla Model Y. Эти относительно маленькие детали способны улучшить аэродинамику автомобиля и увеличить пробег на пару дополнительных километров. Мелочь, а приятно. 

На запас хода электромобиля также влияет размерность колесных дисков. Объяснение простое: большие диски много весят. Чем меньше вес, тем ниже нагрузка на электромоторы и выше запас хода. Штампованные (стальные) диски самые тяжелые. Литые диски легче, а кованые самые легкие. Если вы ищете легкие и прочные для спортивного электрокара, стоит обратить внимание кованые диски из алюминия или магния. 

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Лучшие марки автомобильных шин зарегистрированы в странах Европы, а также в США и Японии. За перспективный рынок уже долгие годы борются китайские производители, однако они успели закрепиться только в сегменте бюджетных шин. Экономить на обуви нельзя, даже если речь идет об электромобилях. Если вы хотите быть уверенным в качестве на 100%, обратите внимание на такие бренды:

  • Michelin;

  • Continental;

  • Hankook;

  • Nokian;

  • Toyo.

Мы отметили эти компании потому, что они первыми наладили выпуск специализированных покрышек для электрокаров. Не меньшей популярностью в Украине пользуются бренды Bridgestone, Hankook, Goodyear и Dunlop. Опираясь на отзывы покупателей и результаты независимых тестов, Ncars составил такой рейтинг покрышек для электрокаров:

  • Michelin Pilot Sport EV. Отличное сцепление, умеренная жесткость, высокая износостойкость. Лучшие шины на начало 2024 года. А еще одни из самых дорогих;

  • Hankook iON EVO. Хорошие шины для электрических кроссоверов и седанов. Отлично показывают себя на влажных и сыпучих покрытиях;

  • Continental Conti.eContact. Относительно недорогие шины с симметричным рисунком протектора;

  • Bridgestone Turanza EV. Жесткие покрышки с высокой износостойкостью. Недостаток всего один: повышенная шумность. Но это проблема многих изделий Bridgestone;

  • Nokian Hakkapeliitta EV. Одна из лучших зимних моделей на рынке. Достоинством всех “электромобильных” шин от Nokian является низкое сопротивление качению.

С завода большинство электромобилей китайских марок имеют шины западных брендов. Обычно это французский Michelin, немецкий Continental и итальянский Pirelli. Такое впечатление, будто Азию могут представить только японские Bridgestone и Toyo. Где китайские компании? В основном они поставляют свою продукцию сразу на рынок, но иногда сотрудничают с автомобильными концернами. Шинами ChaoYang, Giti, Linglong и Wanli оснащают в основном бюджетные электромобили. Китайские производители не стоят на месте, о чем убедительно говорит Dongfeng eπ 007. Заводские шины от фирмы Wanli приятно удивили качеством сцепления и поведением на поворотах. При этом они заметно дешевле аналогов от более известных производителей. Общим недостатком китайских шин является высокая жесткость. Вероятно, производители берут за пример Bridgestone и стараются добиться схожих свойств: высокая грузоподъемность, износостойкий протектор, жесткая (даже слишком) плечевая зона и боковина. 

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Электромобили нужно “обувать” в специальную резину – это строгое правило?

- Нет, подойдут любые шины с правильной геометрией и индексом нагрузки. Однако со специализированными шинами проще раскрыть потенциал электрокара.

- Стоит ли рассматривать к покупке зимние модели?

- Желательно, а если вы проживаете в регионе с суровым климатом, то обязательно. В ином случае можно ограничиться всесезонными моделями.

- Шины для электромобилей изнашиваются быстрее обычных?

- Да, в среднем они служат на 20% меньше. Однако их износ более равномерный. 

- Неужели такие шины уступают аналогам в качестве?

- Все ровно наоборот! Однако из-за повышенных нагрузок и других особенностей эксплуатации такие шины не отличаются долговечностью. Отметим, что обычные шины на электромобилях изнашиваются еще быстрее.  

- Что с уровнем шума?

- Шины для электрокаров тише обычных, но есть нюанс. Сам электрокар работает почти бесшумно, из-за чего водитель отчетливо слышит дорожный шум и гул ветра. 

- Как обстоят дела со спортивным стилем вождения?

- Очень хорошо. Шины для электромобилей обеспечивают хорошее сцепление с дорогой и надежную защиту от аквапланирования. 

- Требуются ли ротация колес?

Да, переставлять шины местами можно даже владельцам полноприводных электрокаров. В идеале эту процедуру нужно проводить каждые 15-20 тыс. км пробега. 

- Сильно ли отличаются цены?

- Ощутимо, хотя по факту изделия для электрокаров относятся к категории премиальных продуктов шинных брендов. Они дороже обычных шин, но превосходят их в эксплуатационных свойствах – все честно.